Справочная
8 (713 2) 53-42-65
» Симуляционный центр

Симуляционный центр

«Симуляционное обучение в педиатрии –

современный подход профессиональной подготовки».


Руководитель симуляционного центра —

врач-педиатр, национальный тренер РК,

Темирашева Лаура Женисовна.

В современном мире компьютерные технологии уверенно входят в жизнь каждого из нас, исключением не стало и симуляционное обучение медицинских работников. Симуляционные технологии оказывают существенную помощь практическому здравоохранению. Обучение навыкам и умениям по различным медицинским направлениям проводится без риска для пациентов. Тренировка на муляжах, фантомах и виртуальных симуляторах эффективна и безопасна.

В настоящее время одним из ключевых направлений улучшения деятельности службы охраны материнства и детства является борьба с младенческой смертностью. Поэтому особое значение имеет оказание квалифицированной медицинской помощи при критических состояниях в педиатрии и неонатологии.

С целью улучшения профессиональных навыков медицинских работников педиатрического профиля Актюбинской области на базе учебно-ресурсного центра ИВБДВ детского стационара Актюбинского медицинского центра при поддержке Областного управления здравоохранения создан симуляционный тренинговый центр.

Руководителем центра является областной координатор ИВБДВ, национальный тренер РК Темирашева Лаура Женисовна, врач-педиатр, стаж работы 14 лет. В центре работает опытный тренер инструктор — Иманкулова Амангуль Сагнаевна, врач педиатр, стаж более 5 лет. Инструкторы прошли курс подготовки симуляционного обучения на роботах симуляторах у менеджера Международной Академии «CAE Healthcare» Веревкин А.Е.

Основная цель центра — формирование и оценка профессиональных компетенций без риска для пациентов в условиях максимально приближенных к реальным с использованием современных технических средств обучения;формирование новой системы непрерывного профессионального образования. Нащ симуляционный центр проводит тренинги врачей и среднего медицинского персонала с использованием высоко реалистичного симуляционного оборудования.

Структура центра:

— учебный зал по педиатрии

— учебный зал по неонатологии

— учебный зал по отработке навыков СЛР

— учебный зал — приемный покой

— учебный зал для отработки базовых сестринских технологий

— ресурсный центр ИВБДВ

— компьютерный класс для освоения ИКАТ программы (освоение навыков ведения больного ребенка)

— комната раннего развития ребенка (освоение навыков ведения здорового ребенка)

— учебный зал для дебрифинга

Все помещения симуляционного центра оборудованы системой видеонаблюдения для контроля и проведения дебрифинга.

Учебные модули оснащены механическими тренажерами, электронными фантомами, компьютеризированными симуляторами, позволяющими формировать базовые медицинеские и специализированные врачебные навыки, а реальное медицнское оборудование модуля реанимации и интенсивной терапии, неонатологии делает обстановку максимально приближенной к больничной.

Среди компьютерных симуляторов в нашем центре особое место занимают симуляторы, имитирующие все физиологические свойства настоящих детей (человекоподобные симуляторы). По уровню реалистичности относятся к VI уровню. В основе человекоподобных симуляторов стоят самые передовые цифровые и компьютерные техники. Данные симуляторы реалистично имитируют все физиологические процессы человека, на которых медицинские работники могут отрабатывать реанимационные действия, анестезиологическое пособие и многое другое. Следует выделить некоторые из них:

— Компьютерный робот-симулятор BabySim (реанимация в неонатологии);

Робот-симулятор представляет собой высокотехнологичную компьютеризированную модель шестимесячного ребенка. Автоматически воспроизводит специфичные для младенца сердечно-легочные, метаболические, неврологические и иные физиологические реакции на врачебные манипуляции ведение лекарственных препаратов. На этом роботе можно отработать такие базовые сценарии, как: повышенное внутричерепное давление, шок младенца, вирусный бронхиолит, седационно-индуцированное апноэ. Возможна имитация таких состояний, как: западение языка, обструкция ВДП, интубация трахеи, применение ларингеальной маски и дыхательного мешка. Снабжен специфичной для неонатологической практики библиотекой фармакологических препаратов. С его помощью можно проводить манипуляции: аускультация легких, сердца, непрямой массаж сердца, снятие ЭКГ в 3 отведениях, кардиостимуляция, дефибрилляция, синхронизированная кардиоверсия, плевральное дренирование, пункционная декомпрессия.

— Компьютерный робот-симулятор PediaSim (реанимация в педиатрии);

Сфера применения: отработка практических навыков и умений, развитие клинического мышления и нетехнических навыков педиатрии. Представляет собой манекен пятилетнего ребенка, на котором можно отработать такие базовые сценарии, как: диабетический кетоацидоз с гипоксемией, случайная передозировка, электротравма, ЗЧМТ, обструкция дыхательных путей, травма с пневмотораксом. Представляет собой самый совершенный в мире симулятор ребенка пациента: он поглощает кислород и газообразные анестетики, в зависимости от режима вентиляции выделяет углекислый газ в различной концентрации.

— Компьютерный робот-симулятор «Кроха Павлик»

Это самый маленький в мире робот-симулятор недоношенного новорожденного, предназначенный для высокореалистичного неонатального симуляционного тренинга. Кроха Павлик обладает поразительным сходством с ребенком, снабжен реалистичной анатомией дыхательных путей и рядом уникальных функций, в частности, имитацией цианоза и гиперемии, аускультацией дыхательных, сердечных и кишечных звуков. Область применения: респираторный дистресс синдром, неспецифический язвенный колит, апноэ.

Для достижения эффективного обучения выстаивается характерная структура занятия, которая состоит из нескольких этапов:

1 этап: теоретическая подготовка — брифинг, тестирование, приобретение мануальных практических навыков. Первоначально отрабатываются практические навыки: СЛР, интубация трахеи, установка воздуховода, внутривенные инъекции, катетеризация вены пуповины.

2 этап: применение практических навыков, с использованием муляжей и манекенов. Восстановление дыхания, компрессия грудной клетки, обеспечение сосудистого доступа, расчет объема, скорости введения, установка параметров и интерпретация графического мониторинга.

3 этап: тренинги на роботе-симуляторе. Первоначально проводится знакомство с роботом и его возможностями.

4 этап: работа со сценариями и включением робота. Курсанты начинают работу самостоятельно.

Таким образом, симуляционное обучение в педиатрии и разработанные клинические сценарии способствуют работе в команде, выработке адекватных коммуникативных навыков, а также форм профессионального поведения без последствий для здоровья ребенка.

Одним из важных показателей эффективности работы является обратная связь. После окончания обучения проводится анкетный опрос курсантов. Анализ данных анкет показал высокую востребованность симуляционного обучения. Использование современных технологий обучения является основополагающей составляющей повышения профессиональных и личностных компетенций медицинских работников и позволяет повысить качество оказания медицинской помощи детскому населению Актюбинской области.

Наши врачи
Ссылки